Цикл интервью «Лица МЧС России»: Николай Шатов
В юбилейный для министерства год – 25 –летия со дня образования МЧС России информационные подразделения ведомства рассказывают о его сотрудниках, работниках, о людях героической профессии. Один из них Николай Феоктистович Шатов – водитель пожарно-спасательной части № 40 по охране Шатровского района
Пожарный-спасатель - профессия для смелых и отважных!
Шатов Николай Феоктистович свой профессиональный путь начал с 1979 года в должности водителя пожарной машины ПЧ-40 по охране Шатровского района и до сих пор остается верен выбранной профессии. С первого взгляда видно, что он человек дела. О себе Николай Феоктистович говорить не любит, гораздо охотнее – об особенностях своей профессии, которая составляет важнейшую часть его жизни, его жизненный путь.
Небольшая биографическая справка
Николай Феоктистович Шатов родился в д. Кокуй Шатровского района в 1956 году. Окончил Бариновскую среднюю школу, Шадринскийсовхозтехникум и 2 года отдал службе в Советской армии. Занимался спортом, да и сейчас старается поддерживатьфизическую форму. В 1979 году начал работать в Шатровской пожарной части по специальности водитель. С 1983 по 1985 годы исполнял обязанности начальника Шатровской профессиональной пожарной части, после чего снова был переведен на должность водителя, на которой и продолжает службу на сегодняшний день. Имеет множество почетных наград, в том числе и ведомственные.
Наша помощь нужна!
- Вы на службе часто видите людей в критических ситуациях. Как они себя ведут, реагируют на все происходящее?
- Люди ведут себя в чрезвычайной ситуации не так, как в обычной жизни. Реакции у людей на пожары, конечно, разные. У одного приступ ярости, у другого грусть, у третьего плач…Но я точно знаю, что все люди в душе добры. В чрезвычайной ситуации большинство помогают друг другу.
- Пожар – это всегда страшно! Ваш первый выезд – вы его помните? Какая картина встает перед глазами?
- Совершенно чудовищное зрелище. Возникает сильнейшее чувство: такого быть не должно. Возникает – и остается на всю жизнь. Если нужна наша помощь, то мы не можем людей оставить наедине с их бедой, обязательно должны помочь.
- Вы почувствовали себя профессионалом?
- Я даже не знаю, никогда об этом не задумывался. Чего-то не успеешь, чего-то не знаешь. Понимание профессии складывается путем проб и ошибок. Кроме того, каждый пожар всегда новый, чем-то необычный. Вроде то же пожар, но другие особенности. Другие люди, здания, время года, погодные условия и так далее. Все знать невозможно.
Нельзя тушить на «двойки-тройки»!
- Ваша профессия опасная?
- На самом деле она тяжелейшая, опасная. Никому не хочется видеть чужое горе! Это еще хорошо, если ребенок засунул руку в батарею отопления. Разжал– и нет проблем. Или захлопнулась дверь, или животное провалилось в яму. А когда под угрозой человеческая жизнь – это очень страшно и больно.
- Но при этом пожарный может что-то сделать, может помочь.
- Ты не только можешь – ты знаешь, что и как нужно делать. Работа-то приятная, что говорить. Вернее, итог ее приятный. Перед тобой стоит зло, а в результате получается добро. Может быть, это и является причиной, почему люди идут в пожарные. Хотя окружающая обстановка во время пожара… мягко говоря, не повышает настроения.
Люди здесь подобраны неравнодушные к чужой беде и заражают этим друг друга. А потом, знаете, плохой человек не останется долго в нашей профессии. Здесь нельзя работать наполовину, на "двойки"-"тройки". Либо есть самоотдача, либо ее нет, либо ты пожарный, либо тебе здесь делать нечего.
- «Вы знаете, - говорит командир отделения 3 караула Евгений Десятков - когда мне было лет 10-11, я увидел большущий дым на одной из улиц с. Шатрово, и тут же побежал туда, сильно было интересно, как пожарные работают. Тогда друг за другом загорели три дома, огонь стоял страшный, близко не подойдешь. Вот именно тогда я для себя решил – хочу стать пожарным! Хоть и опасно, но ты действительно нужен людям, без твоей помощи они не справятся!А в тушении принимал участие как раз Николай Феоктистович, это я узнал не так давно. Сейчас я с ним работаю, и я этим горжусь».
- Вы осторожный человек?
- Я нормальный человек, как все. Но всегда стараюсь обдумать каждый свой поступок или ситуацию, чтобы избежать неприятных последствий.
- Когда вы приезжаете на пожар, тоже принимаете участие в борьбе с огнём, или вы лишь исполняете обязанности водителя?
- Моя задача - помочь развернуться: проложить рукавные линии и затем подать воду. Ну а далее - по обстоятельствам. Конечно, помогаю, чем могу.
- А страшно бороться с огнём?
- Уже нет. Ко всему привыкаешь, знаешь, что нужна твоя помощь, поэтому бояться или думать об этом некогда.
- Николай Феоктистович, расскажите о самых опасных и страшных пожарах из вашей практики.
- Конечно, самое страшное на пожаре - когда передают информацию о том, что в доме находятся люди, особенно, если это дети. Или крупный пожар и есть угроза дальнейшего распространения огня. Помню пожар в с. Кодском, 1 мая, стояла сильная жара. Бабушка решила сжечь мусор, а в итоге загорелся сначала сарай, потом дом, следом другой дом. Тушили очень долго, отстаивали другие строения. Тогда у нас был ЗИЛ-157-ой. Вот тут было страшно, жар стоял такой силы, что боялись, выгорит пол деревни. А все из-за простой халатности, результатом которой стало то, что несколько семей остались без крова.
- Вам лично приходилось спасать людей на пожаре?
- Приходилось. В основном, это были люди в нетрезвом состоянии и сами они, естественно, выбраться не могли. Хорошо помню, как спасли одного инвалида, который курил в состоянии алкогольного опьянения, успели, вытащили и передали его в руки медицинских работников.
- Часто приходится выезжать?
- Когда как. Иногда бывает, что на пожары не выезжаем неделю или две, только на учения, но это, конечно, крайне редко бывает, а иногда - по нескольку раз в день. Скоро придет зима, а это один из самых пожароопасных периодов. В это время мы можем на множество вызовов каждый день съездить.
- Чем занимаетесь, когда не выезжаете на пожары?
- Ездим на учения, отрабатываем карточки тушения пожаров на разных объектах, занимаемся самоподготовкой, пишем лекции. Сидеть не приходится, работы без пожаров много, но лучше уж без огня.
- Жалеете ли о выборе дела своей жизни?
- Нет, конечно. Мне нравится моя профессия. За 36 лет работы здесь, я, как говорится, прикипел душой к пожарной машине.
Юлия ГАЛАНИНА, инженер пожарно-спасательной части № 40.