30 марта 2017, 12:00
6
15 минут

Нерешаемых вопросов нет

Сибирский региональный центр (СРЦ) оказался в числе первых центров МЧС, с которых практически началось масштабное совершенствование структуры чрезвычайного ведомства. Сегодня в сфере его внимания не только собственная территория, но также и все субъекты РФ, структурно входившие в Уральский и Дальневосточный региональные центры. О том, как строится работа на таком огромном пространстве, рассказывает начальник СРЦ МЧС России Сергей Диденко.

— Сергей Леонидович, в подчинении возглавляемого вами регионального центра практически три четверти площади Российской Федерации. Как будет организована безопасность жизнедеятельности населения после объединения с Уральским и Дальневосточным РЦ?

— В первую очередь хочу сказать, что главная цель реформирования системы управления — повышение уровня защищенности населения на объединенной территории. Все боевые подразделения продолжат свою работу. Вместе с тем единый подход к организации работы повысит эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Мы будем внедрять новые
подходы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Это касается, прежде всего, прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Сегодня для этого используется 26 программно-информационных ресурсов («Погода в реальном времени», информационно-управляющая система «Бриз», геоинформационные ресурсы «Каскад», «Космоплан» и др.). Мы планируем взаимодействовать с научным сообществом, широко использовать современные программы для всех звеньев системы безопасности. Собираемся также перейти на пользование продукцией космической съемки нового поколения — со спутников с более высоким разрешением, а также в два раза увеличить перечень органов управления системы РСЧС, до которых ежедневно доводится прогноз возможного развития оперативной обстановки.

— Как обстоят дела с подготовкой к весенним паводкам? Успеют ли в субъектах сориентироваться в новых условиях?

— Что касается сезонных рисков, то мы продолжим внедрять успешный опыт работы межведомственных групп с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, которые будут помогать субъектам Урала, Сибири и Дальнего Востока в подготовке как к паводку, так и к лесным пожарам. Имеются в виду превентивные мероприятия, будь то пиление и чернение льда, расчистка русел, взрывные работы на реках перед ледоходом, а также опашка населенных пунктов, работа патрульных и маневренных групп в целях пресечения нарушений требований законодательства и ликвидации возгораний в период лесных пожаров.
Традиционно большое внимание будет уделяться просветительской и профилактической работе с населением по вопросам пожарной безопасности в быту и в природной среде, безопасности на водных объектах. Мы обязательно продолжим проводить межведомственные акции «Безопасный лед» и «Вода — безопасная территория», которые позволили нам в 2016 году снизить количество происшествий на водоемах на 40–50 процентов. К участию в этих акциях привлекаем широкие слои населения, представителей местных властей, старост, студенчество, активистов общественных организаций и журналистов. Именно такой подход обеспечивает максимальное распространение нужной информации.

Важной составляющей системы безопасности населения является своевременное его информирование о рисках, угрозах и способах защиты от ЧС. Здесь на первые роли выходит создание и ввод в эксплуатацию на всей территории от Урала до Дальнего Востока комплексной системы экстренного оповещения населения. В настоящее время эта система создана в большинстве субъектов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. В 2017 году мы планируем завершить эту работу во всех субъектах.

— Как будет выстраиваться система оповещения и информирования населения на такой огромной площади и, в частности, система управления гражданской обороны?

— Система управления гражданской обороны на территории Сибирского и присоединенных федеральных округов, как и вся система гражданской обороны страны, по-прежнему будет выстраиваться по территориальному и территориально-производственному принципу. Изменится, а точнее, расширится круг вопросов межрегионального взаимодействия на уровне центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам. Расширится также зона ответственности воинских спасательных и поисково-спасательных формирований на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока, так как их включат в единую аэромобильную группировку Сибирского регионального центра. В развитии систем информирования и оповещения населения мы будем следовать прежним курсом. На территориях трех федеральных округов создана общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей, которая включает в себя 67 терминальных комплексов в городах Сибири, 62 — на Урале и 42 — на Дальнем Востоке. Дальнейшее развитие этой системы планируется за счет средств бюджетов субъектов России.

Для увеличения охвата населения при чрезвычайных ситуациях и проведении профилактических акций активно используются 13 мобильных комплексов оповещения и информирования на шасси автомобилей высокой проходимости. В ближайших планах ввести в строй еще пять таких комплексов. Кстати, в рамках развития и внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» во всех субъектах создаются комплексные системы экстренного оповещения населения, позволяющие оперативно доводить до граждан информацию в случае возникновения или угрозы быстро развивающихся чрезвычайных ситуаций.

— Повлияет ли ситуация с расширением зоны ответственности СРЦ на работу по внедрению АПК «Безопасный город» и развитию системы-112? Есть ли какие-либо проблемы в этом отношении?

— Развитие ситемы-112 на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов идет достаточно активно. В качестве передовых можно назвать Новосибирскую область, Ханты-Мансийский автономный округ и Хабаровский край, где система готовится к сдаче в промышленную эксплуатацию уже в I квартале текущего года. В Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, в Красноярском, Приморском и Камчатском краях, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Свердловской, Томской, Тюменской и Челябинской областях продолжается опытная эксплуатация системы-112, в рамках которой проверяется работоспособность телекоммуникационной подсистемы и прохождение информации во все дежурно-диспетчерские службы. Запуск системы в полном объеме в этих субъектах запланирован на декабрь 2017 года. Что касается остальных субъектов, то в них строительство системы будет завершено в первом полугодии 2018 года.

Вместе с тем отмечу, что единый номер вызова экстренных служб в настоящее время уже функционирует на всей территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов по временной схеме маршрутизации с применением интерактивного автоответчика, позволяющего гражданину самостоятельно выбирать службу, в которую он хочет обратиться. Одновременно у нас продолжается работа по организации приема вызова по номеру «112» непосредственно в единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) муниципальных образований. Этот способ децентрализованной, независимой от административного центра субъекта обработки вызовов считаем наиболее эффективным. Для его реализации в настоящее время ведется обучение операторов-112, закупается телекоммуникационное оборудование, организуются необходимые каналы связи.
И если система-112 своего рода инструмент, информационный канал или, образно говоря, часть системы, то аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и есть то самое «целое».

АПК «Безопасный город» — это система всесторонней защиты населения от угроз природного и техногенного характера. Успех проекта в большой мере зависит от эффективной работы на местном уровне. Хочу отметить, что наиболее ответственно к внедрению комплекса подошли именно в Сибири, и развитие «Безопасного города» проходит под патронажем аппарата полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе. Решение этой важной задачи мы разделили на два этапа: приведение единых дежурно-диспетчерских служб как базы для внедрения АПК «Безопасный город» в соответствие со всеми нормативами и непосредственное внедрение АПК на основе подготовленных технических заданий по рискам. Для успешной реализации проекта «Безопасный город» необходимо продолжать работу в субъектах Уральского федерального округа. На развитие ЕДДС в 2017 году для Сибири и Урала запланировано более 1,3 млрд. рублей. Именно готовность ЕДДС к работе в современных условиях, способность оперативных дежурных быстро и грамотно решать задачи экстренного реагирования на происшествия, профессиональные и практические навыки всех специалистов будут влиять на своевременность реагирования сил и средств, принятия управленческих решений руководителями различного уровня.

Путем всестороннего развития ЕДДС мы перейдем от оперативного реагирования к управлению рисками, что неизбежно приведет к снижению гибели населения и минимизирует ущерб экономике и окружающей среде. В свою очередь, на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципалитетов будет строиться аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как мощная и сложноорганизованная система обеспечения безопасности населения. 

— Как вы оцениваете нынешнее состояние готовности сил и средств гражданской обороны на подведомственной региональному центру территории, эффективность их функционирования на больших пространствах с разнообразнейшими природными условиями и мощными промышленными кластерами?

— Сегодня в субъектах Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов создана группировка сил гражданской обороны численностью более 140 тыс. человек и 7,5 тысяч единиц техники. Формирования укомплектованы основным вооружением, приборами разведки и контроля, специальной техникой и оборудованием.

Готовность сил и средств гражданской обороны мы оцениваем положительно. Идет плановый процесс развития, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Эта работа ведется с учетом рисков и угроз, характерных для регионов, и направлена, прежде всего, на предупреждение возможных бедствий.

Однако в понятие «готовность» входит не только количество специалистов, техники, материальных запасов. Это еще и готовность населения к участию в мероприятиях ГО, понимание ее задач, наличие у наших сограждан знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Для развития системы гражданской обороны, повышения уровня подготовки руководителей и специалистов, и главное — для привлечения внимания населения,  2017 год объявлен Годом гражданской обороны.

В подразделениях МЧС России разработаны годовые планы мероприятий, в которые вошли как тренировки и проверки состояния ГО, так и обширная разъяснительная работа среди населения. Здесь мы руководствуемся статьей 10 Федерального закона № 28 «О гражданской обороне», где сказано, что граждане проходят подготовку, принимают участие в проведении мероприятий по гражданской обороне и оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

В течение 2017 года в организациях и на предприятиях, в образовательных учреждениях, на сходах граждан представители МЧС совместно с органами исполнительной власти будут проводить занятия и беседы, пропагандирующие знания в области гражданской обороны, привлекая к этой работе специалистов и ветеранов ГО, общественников и средства массовой информации. Таким образом, проводя организационную и практическую работу, проверки и тренировки, разъясняя населению, что такое гражданская оборона, каковы ее задачи и какими знаниями и умениями должен владеть каждый гражданин, мы повышаем общее состояние готовности сил и средств ГО, всего населения по гражданской обороне на территории от Урала до Дальнего Востока.

— В решении вопросов ГО на территориях очень важно органам управления регионального центра постоянно и конструктивно взаимодействовать с местными властями. Насколько эффективно налажено это взаимодействие в настоящее время? Есть ли нерешенные вопросы?

— Несколько перефразируя вопрос, скажу: нерешаемых вопросов в деле обеспечения безопасности граждан нет. Сибирским региональным центром налажено эффективное взаимодействие с представительствами президента России в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, с межведомственными комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

У нас накоплен ценный опыт совместной работы и решения общих задач, в частности, с органами государственной власти субъектов Сибирского федерального округа. В ближайших планах распространение этого опыта на Урал и Дальний Восток. В рамках совершенствования структуры МЧС России мною проведены встречи с главами субъектов Уральского и Дальневосточного федеральных округов. На этих встречах мы обозначили ряд приоритетных направлений совместной деятельности, и могу сказать, что мы нашли взаимопонимание по всем вопросам.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов прислушиваются к мнению  Сибирского регионального центра, и я уверен в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

— Спасибо большое, Сергей Леонидович, за обстоятельные ответы. И разрешите в вашем лице поздравить весь личный состав Сибирского регионального центра с его четверть вековым юбилеем! Удачи вам лично и всей дружной команде сибиряков, а теперь уже и уральцев и дальневосточников в масштабных и важных делах.

 

Интервью подготовлено пресс-службой СРЦ МЧС России

специально для журнала «Гражданская защита»

(опубликовано в № 3, март, 2017 г.)

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3522) 476-305
Приемная Главного управления
8 (3522) 23-99-99
Единый «телефон доверия»
info@45.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)