Погодные прогнозы российские спасатели из центра "Антистихия" готовят на основе информации синоптиков, а техногенными катаклизмами занимаются аналитики из профильных департаментов МЧС и научных учреждений. Понятно, что прогнозы - вещь неблагодарная. Но прошлогодний прогноз МЧС на 2017 год сбылся едва ли не на сто процентов. Сбудется ли новый, покажет время.
Владимир Андреевич, понятно, что МЧС не прорицатель и любые прогнозы имеют вероятностное значение. И все же наших читателей волнует, чего нам ждать от стихии? И каков характер будет у начавшегося года?
Владимир Пучков: Есть вещи, которые можно спрогнозировать с вероятностью сто процентов, один в один. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в Российской Федерации будет весна и обязательно наступит лето. Это, конечно, шутка.
А если без шуток?
Владимир Пучков: Конечно, сейчас идет настоящая многоснежная морозная зима. Но морозная она не во всех регионах. На переднем крае - Дальний Восток, Сибирь и арктические регионы. В этом году, кстати, уже были морозы далеко за сорок. Но специфика зимы конца 2017 года - начала 2018 года, как и во всем мире, в том, что происходят сдвиги по времени, по срокам становления и укрепления льда, по наступлению низких температур, по объемам выпавшего снега и другим параметрам. Происходит это в связи с глобальными изменениями климата, которые трудно учитывать в долгосрочных прогнозах. Это очень серьезная тема, и МЧС России смогло попасть почти в яблочко относительно прошлогоднего прогноза. Как мы прогнозировали, скажем, увеличение рисков в отношении природных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, сильного половодья в Сибири и на юге страны, так оно и произошло.
А в этом году?
Владимир Пучков: Ничего особенно катастрофического от нового года не ждем, но, естественно, есть особенности. Например, МЧС прогнозировало задержку графика включения в работу всех зимников и ледовых переправ. И сейчас это реальность. Задержка времени становления ледовых переправ продолжается и создает проблемы хозяйственной деятельности в северных широтах.
Кроме того, в конце 2017 года и сейчас еще в некоторых регионах России подтоплены низководные мосты, что требует усилить работу транспортной инфраструктуры. Конечно же, МЧС тщательно и внимательно мониторим все изменения в области природных техногенных рисков.
У нас и в 2017-м и уже в 2018 году были резкие перепады суточной температуры, мощные осадки, сильные ветры, которые потребовали напряженной деятельности всех реагирующих подразделений от Сахалина до Калининградской области.
6 января нового года мы работали в Ненецком автономном округе. Температура воздуха была 0, хотя ровно два года назад я там был, и погода была минус 25-30. Подобные колебания, конечно, создают высокие риски чрезвычайных ситуаций.
В этом и есть особенность нынешнего прогноза?
Владимир Пучков: Да. В частности, мы прогнозируем увеличение транспортных рисков в целом, и в особенности связанных с ДТП на дорогах.
И несмотря на то что общее количество ДТП снижается, именно тяжелые дорожно-транспортные происшествия вызывают у нас особую тревогу. Приведу простые цифры: у нас общее снижение аварийности на дорогах - минус 30 процентов за последние годы.
Но первые дни наступившего года показали рост аварий с тяжелым исходом.
Какие еще неожиданности ждете от 2018 года?
Владимир Пучков: 2018 год будет стабильный. Традиционно будут представлять реальную опасность и угрозы все риски циклического характера, связанные с изменением погодных условий.
Кроме того, прогнозируем достаточно высокие риски аварий и сбоев на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Это энергетика, горячее и холодное водоснабжение, перебои с отоплением.
В весенний период традиционно мы ожидаем серьезные паводки и в европейской части, и в Сибири, в ряде регионов Дальнего Востока.
Но в этом году снега вроде мало.
Владимир Пучков: Зима еще продолжается. Несмотря на то что в некоторых регионах сдвиг по времени для холодов и снега - неделя, в некоторых районах - 2-3 недели, а в отдельных регионах вообще месяц, все равно зима принесет очень серьезные проблемы в виде снегопадов, похолоданий и создания дополнительных рисков.
Риски, связанные с транспортными коммуникациями и транспортной доступностью, не скажутся ли на времени приезда пожарных машин и спасательных бригад к местам чрезвычайных ситуаций?
Владимир Пучков: Пожарно-спасательные подразделения прибудут вовремя в любую погоду. МЧС совершенствует свою работу год от года. В этом нам во многом помогает новая техника. Сейчас в спасательных подразделениях появились не только проходимая тяжелая техника, но и, так сказать, легкая кавалерия в виде квадроциклов и снегоходов, которые гарантированно прибудут первыми по любым пробкам и заторам в любое место.
В целом, еще раз подчеркиваю, что в 2018 году обстановка будет совершенно стабильная. Мы не будем выходить за рамки среднестатистических данных. Конечно, риски, комплексы неблагоприятных погодных условий в ряде регионов останутся.
Сегодня мы уточнили все планы и программы оперативного реагирования на подобные явления, энергично работают и пожарно-спасательные подразделения МЧС России. По взаимодействию с нами действуют подразделения полиции, скорой помощи, все аварийно-восстановительные и прочие подразделения коммунального хозяйства. Это позволяет нам обеспечить сокращение сроков восстановления нормальной жизнедеятельности людей. Хотя в некоторых регионах мы еще наблюдаем проблемы.
Какие-то традиционные опасности и риски из прошлогоднего прогноза сохранились в прогнозе нынешнем?
Владимир Пучков: Конечно. Традиционно мы прогнозируем, что ожидается сложная паводковая ситуация. Весеннее половодье может быть весьма серьезным на северо-западе страны, в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Также мы прогнозируем сложную пожарную обстановку на объектах лесного фонда и риски природных пожаров. Под особым контролем находятся все службы, уже выполнен первый этап профилактических мероприятий по подготовке и реагирующих подразделений, и инфраструктуры в ряде регионов Сибири, Иркутской области, Бурятии, Красноярском крае, Хакасии, Республики Саха (Якутия), Амурской области и ряде других регионов.
Мы прекрасно помним, когда первые природные пожары у нас были несколько лет назад в Приморском крае уже 5 января. Два года назад торфяники тушили в Сибири в декабре и в начале января при минус 20-25 градусах.
Начало пожароопасного периода в 2018 году ожидается в сроки близкие к среднемноголетним. В период прохождения летних максимумов горимости будет риск ухудшения экологической обстановки на территории Сибири, Дальнего Востока и севера Урала. Сохраняется риск аварий на коммунальных системах в ряде регионов страны. Потребуется работа по восстановлению энергетических и транспортных сетей. Конечно, потребуют постоянной работы все риски циклического характера. МЧС России к ним подготовлено.
А первые дни этого года обошлись без таких экзотических катаклизмов?
Владимир Пучков: Обошлись. Заблаговременно проведен комплекс профилактических мероприятий. Все новогодние праздники органы управления и силы МЧС России с 25 декабря по 10 января отработали в режиме повышенной готовности. Была проведена колоссальная профилактическая работа. Результаты очевидны. У нас уменьшено количество техногенных пожаров. Не допущено проблем при проведении новогодних елок для детей.
Был ряд очень сложных пожаров на промышленных предприятиях. В частности, кое-где ребята-огнеборцы бились с огнем, тушили пожары с 31 на 1 января. Но в целом все показатели лучше, чем за последние годы наблюдений. Во-первых, количество природно-техногенных ЧС и техногенных пожаров снижено на треть.
Зимняя рыбалка - традиционная тема. В новогодние праздники много людей вышли на лед, хотя он и ослаблен во многих регионах. Поэтому пришлось спасать рыбаков. В первые дни нового года провели спасательную операцию и первых в этом году двух рыбаков сняли со льдины.
В целом потушено более 3000 пожаров, ликвидированы десятки ЧС, оказана практическая помощь тысячам людей в различных регионах страны.
Обычно вы, приходя к нам, рассказываете новый анекдот о спасателях. Продолжите традицию?
Владимир Пучков: Почему бы нет…В детском саду мальчик долго доказывал детям, что у него отец - героический спасатель, но дети не верили. Пришлось мальчику поджечь детсад, и только тогда друзья убедились, что он прав.